Я имею в виду присутствие в жизни человека религии!
Происходящие в Мире в последние годы в связи с коронавирусной пандемией события внесли и продолжают вносить некоторые новые оттенки в осмысление и оценку жизни, в сознание как отдельного человека, так и человечества в целом. Опасность заразиться, заболеть и умереть, умереть «на ровном месте», несмотря на величайшие достижения современной медицины, приблизилась к каждому человеку очень близко, увеличивая тревогу и страх, обостряя чувство неопределённости и беззащитности. Эти события активизировали интерес и к уже существующим вековым областям осмысления и восприятия жизни, заставили ещё раз задуматься над ними, побудили к размышлениям, которые однозначно приводят к выводу о том, что интеллектуальная, духовная, нравственная да и физическая сферы жизни человека немыслимы без присутствия в них религиозной составляющей. Непредвзято размышляя над этим и понимая объективную обусловленность и неизбежность присутствия в жизни человека религии, я попытался как-то всё обосновать и описать. Вот что получилось в краткой статье на эту тему (следует ниже).
Если кому-то покажутся некоторые положения моих философско-аналитических рассуждений обидными или оскорбительными, то прошу прощения, специальных умышленных намерений нанесения обид или оскорблений кому бы то ни было - ни атеистам, ни верующим - не было… Инстинкт страха смерти или попросту страх смерти у живых существ - один из самых древних и самых сильных. Животным этот страх на осмысленном уровне (если можно, говоря о животных, так высказаться) неведом. Он выражается и компенсируется у них в виде действия бессознательного инстинкта самосохранения. В обычном состоянии этого страха у них просто нет, а инстинкт самосохранения срабатывает во всевозможных критических, угрожающих жизни, ситуациях и случаях. У людей (у «человека разумного») иначе. Главное, что отличает человека от животного - это осознание неизбежности конца жизни. Это осознание, увы - следствие человеческого интеллекта. Мы многое не в состоянии познать, несмотря на свою разумность, во Вселенной (что является почвой для мистики и создания всевозможных, зачастую надуманных и ложных, построенных на мифах, мировоззренческих моделей), но заранее знаем наверняка, что когда-то точно умрем. А далее, после осознания неизбежности конца, все зависит от здравомыслия, устойчивости и состояния психики. Если человека эти мысли о неизбежности смерти, о возможных болезнях и бедах постоянно напрягают, иногда ввергают в панику на грани перманентной депрессии, а то и истерики, помутнения и потери сознания (а таких людей очень много, таких большинство) - он непременно, даже не осознавая этого, пытается уходить от таких мыслей и непроизвольно приходит к Вере в нечто (часто готов поверить во всё, что угодно, в невозможное, в так называемое чудо), что успокаивает, сглаживает эти мысли, даёт надежду на так называемое «спасение»... Ну а дальше прямая дорога в религиозное пространство, в объятия с Верой во всемогущего Всевышнего, Творца, Арбитра, Бога-спасителя, а Церковь или другие религиозные институты и образования (в том числе и секты) в формате психотерапии радостно собирают таких под своё крыло. И с этим ничего поделать нельзя, это неизбежно и никакое здравомыслие, никакая наука не помогали, не помогают, и не помогут...
Вот почему религия неизбежна и неистребима, религия и Церковь (Религиозные организации) - непременные и вечные спутники человечества... Конечно, в процессе своего зарождения, формирования и становления любая религиозная конфессия или секта наполняется огромным смысловым содержанием, имеет в своём арсенале широкий спектр дидеологических, философских, организационных, моральных, нравственных и многих иных составляющих интеллектуальной и духовной сфер человеческой сущности. Исторически сформировались и обозначились так называемые традиционные религии, которые провозгласили и считают себя единственными носителями истины, духовности и нравственности, присвоили себе единоличное право (в кругах своих адептов) посредничества в общении со Всевышним.
Но, тем не менее, главным изначальным стержнем в религиозном пространстве является страх смерти (иногда страх наказания за неверие в Бога), страх перед непознанным, непознаваемым, надежда на какое-то спасение... Следует отметить, что мнение о том, что духовность, моральные и нравственные нормы формируются и могут существовать только в религиозном пространстве - ошибочно. Многие из так называемых атеистов и тех, кто не погружён в религиозное пространство, могут обладать и более высокими моральными и нравственными качествами, чем адепты той или иной религиозной конфессии. Это доказано и постоянно подтверждается многими и историческими, и бытовыми примерами и фактами. Просто у них иная генетика, иная психика, психика очень устойчивая, при которой уход в религию для нормальной, осмысленной, полноценной жизни, для обладания высокими духовными качествами, высокой честью, совестью, достоинством, моралью и нравственностью, им не нужен. Но, к сожалению, таких людей не так уж и много.
Не в порядке бахвальства или самолюбования, а для иллюстрации фактической реальности, хочу сказать, что я, например, в каком-то смысле атеист не потому, что сторонник какой-то чертовщины, дьявольщины и антихристосовщины, не потому, что отстранённо отношусь к религии в том её виде, как она выражена в сформированных и существующих так называемых традиционных конфессиях (особенно авраамических). Просто такая религия (именно как религия) лично мне не нужна, я не вижу в ней необходимости для себя, а вижу некую чуждую, засоряющую мозг, сознание и душу обузу, построенную на мифах чужих для меня наРОДов. Я, считая себя этническим русским, чувствую, что авраамические Библейские религии (да и другие, религии и мифы других этносов и наРОДов) ни интеллектуально, ни духовно мной не воспринимаются иначе, чем просто как литературные источники без религиозной составляющей, и с этим ничего не поделаешь. Какая-то глубинная, подсознательная РОДовая память, связанная с духовным наследием предков, не пускает их в душу в виде религиозных верований. Ведь у русского наРОДа есть свои, РОДные мифы и легенды, к замалчиванию которых старательно прилагали и прилагают усилия те же авраамисты и фальсификаторы истории. Но это ни в коем случае не следует обобщать, это чисто личные ощущения и чувства. Как, к примеру, кто-то ни в коем случае не сможет и даже не мыслит жить вне РОДины, за границей (даже если там лучше), а для кого-то в этом нет ничего невозможного и неприемлемого. Я не даю оценок - хорошо это или плохо. Просто констатирую.
Это очень сложная многоаспектная, многофакторная проблема, требующая отдельного глубокого исследования. Я здесь лишь лёгким мазком мимоходом коснулся её. Возьму на себя смелость предположить, что никто в Мире (по разным причинам, в том числе и по причине умышленного противодействия неких очень заинтересованных, влиятельных и мощных сил) такими исследованиями не занимается... Хотелось бы, чтобы эти мои конспирологические предположения были ошибочными... Конечно, возможно я и не в полной мере атеист, так как по своему обожествляю ПриРОДу, некие метафизические духовные корни моего русского РОДа. В таком «обожествлении» для меня очень важно и отрадно то, что корень «РОД» имеют такие важные для каждого русского человека слова и понятия, как наРОД и РОДина. Считаю себя Православным атеистом, но Православным дохристианского ведического Православия. Ведь начало истории государства Российского (что, конечно, имеет огромное значение), которое историками исчисляется с момента крещения Руси и принятия христианского вероисповедания, это ещё не вся история русского наРОДа, которая намного древнее, глубже, богаче, и самобытнее.
(Советую посмотреть эти видеоролики: https://my.mail.ru/mail/alek_xl/video/886/1516.html , https://m.my.mail.ru/mail/alek_xl/video/_myvideo/2611.html ).
Используя для примера характеристику своих мировоззренческих взглядов (как более понятную для меня данность) и являясь русским человеком, считаю, что коль я русский, то значит ПРАВОСЛАВНЫЙ! Я полностью на православной морально-нравственной платформе, очень нравятся храмы и иконы, многие религиозные традиции, которые согласуются с древнерусскими традициями, во многом основаны на них (в том числе и праздники, такие, как Масленица, Вербная, Пасха, Красная горка, и многие другие)… А то, что я не разделяю Библейскую версию мировоззрения и мироздания - это совсем другое… Думаю, что любой здравомыслящий человек не может верить в то, что можно оживить мёртвого человека, что есть некий субъект (именно одушевлённый субъект), называемый в христианстве Богом, что Земля плоская и держится на столбах, а Солнце вращается вокруг неё и т.д…. Это можно, конечно, принять как некий шаблон, штамп, данность, догму, не требующую доказательств, не вникая в суть… Так многие и поступают. Может быть это и правильно, ведь главное Знамя, а на материал, из которого оно сделано… Но я так не могу, в этом есть какой-то самообман, какое-то двуличие, поэтому я и не принимаю, кроме как древний литературный вариант примитивной трактовки развития цивилизации, библейскую версию мироздания и мировоззрения. Тем более, что она во многом скопирована с более древних и более верных источников…
Если говорить о том, что подразумевается в религиозных конфессиях под Богом, Создателем, Всевышним, то в моём представлении это ПРИРОДА в широком и всеобъемлющем смысле… А ВЕРА у каждого человека должна быть обязательно, без этого теряются смыслы и стимулы… Я, например, считаю себя очень верующим человеком. Верю в человеческий разум, в его устремлённую к познанию жизнеутверждающую силу, в добро и справедливость, в победу правды, чести и добра над ложью и злом, победу Света над Тьмой… Но в Библейского (авраамического) Бога я не верю, т.е. к христианству отношусь равнодушно, отстранённо… Но прямого знака равенства между «русский» и «православный», конечно, нет. Однако в современной мировой обстановке очень велика для объединения русского народа (всех народов России, которые для иностранцев - все русские) роль РПЦ.
В настоящее время, после официального упразднения коммунистической идеологии, иной объединяющей идеи в стране пока нет. А РПЦ - это церковь ПРАВОСЛАВНОГО христианства. Поэтому, если я русский и патриот России, то я сам, по своей воле должен считать и считаю себя православным. Это как критерий, тест на опознание «свой - чужой». Я так думаю. Можно, конечно, считать и иначе…
Хочу обратить внимание наших российских адептов, проповедников, сторонников и пропагандистов Христианства, некоторые из которых в последнее время (хотя это было и ранее, но не так непримиримо) по известным только им причинам очень агрессивно и даже оскорбительно отзываются о древнеславянском и древнерусском Язычестве, на то, что, к сожалению, Европейская цивилизация, построенная на Христианской (в основном католической) основе, на безоговорочном и полном отрицании Язычества, демонстрирует в настоящее время признаки упадка и деградации. Примеров много, они всем известны и перечислять их не имеет смысла. Для меня такая агрессивность кажется странной, так как, со своей стороны, не будучи адептом Христианской религии, я, тем не менее, уважительно отношусь к Христианскому вероисповеданию, считая его гуманистичным, толерантным, беззлобным, всепрощающим. Поэтому совершенно непонятны причины агрессивности.
Древнеславянское Язычество оскорбляют зачастую надуманными доводами, сравнением с фактами внешнего, чисто формального использования древнеславянских солярных символов так называемыми неоязычниками (среди них есть разные) или, к примеру, украинскими нацистами, проведением параллелей даже к германскому гитлеровскому фашизму… Всё это притягивается за уши по чисто внешним формальным признакам, там ведь были и есть совсем иные основания и цели, не имеющие никакого отношения к древнеславянскому Язычеству, которое, в сущности, является религиозной основой Русского этноса, Русского народа, государствообразующего народа РОССИИ. Я очень сожалею, что гитлеровский фашизм опозорил свастику, а украинские нацисты сейчас позорят некоторые другие древнеславянские символы. Но что делать, такова историческая реальность. Может когда-нибудь, в далёком будущем, они будут реабилитированы.
Здесь просматривается некоторая аналогия с флагом, введённым в Российской империи Петром 1, но который использовал и опозорил предатель Власов. Этот флаг, тем не менее, был принят в современной России как государственный…
В противовес Европейской, наша Российская цивилизация, вобравшая естественным образом в себя РОДовые традиции древнеславянских ведический Православных верований, а также, после крещения Руси, каноны православной византийской ветви Христианства, благотворно во многом унаследовавшей и воспринявшей эти традиции, находится на подъёме и сохранении верности человеколюбию и основным законам ПриРОДы и жизни человечества на Земле. Это так очевидно, что не требует доказательств, а значит в основе жизнеутверждающего величия Российской цивилизации на фоне упадка Западной или Европейской, лежит не только Христианство, но и более глубинная, РОДовая сущность древнеславянского Язычества, древнеславянского ведического Православия.
Не секрет, что для некоторых людей (а таких, к сожалению, не мало) отсутствие в сознании Бога открывает дорогу к беспределу. А Церковь, всё таки, так или иначе такой беспредел сдерживает. Для многих других отсутствие в сознании Бога - это беззащитность, страх перед неизведанным...
В этом плане показательны некоторые высказывания великого мыслителя прошлого Вольтера. Например, «Пока есть мошенники и дураки, будут и религии». Но здесь дело даже не в дураках, а в том, что природа психики и духовной сферы человека такова, что, по выражению того же Вольтера, «Если бы даже Бога и не было бы, то его следовало бы выдумать», так как без Бога, без Высшего судьи всё дозволено, любой беспредел (здесь в высказывании Вольтера косвенное якобы подтверждение существования Бога в первой части его фразы (тезис) искусственное, так как иначе было бы невозможно сформулировать антитезис).
В реальной жизни так оно и есть и, как говорил известный учёный и популяризатор науки Сергей Капица, «Не Бог создал человека, а земной человек придумал Бога». И на бытовом уровне для обычного человека, а не для религиозных философов, теологов, богословов, в принципе и не важно, кто кого создал или придумал. Главное, что в сознании и мировосприятии есть Вера в существование всеведающей, всеконтролирующей, всесильной, всевышней Силы, именуемой Богом, Вера в то, что Бог есть.
Поэтому всё, что касается интеллектуального и духовного пространства человеческого бытия на Земле - это результат, сгенерированный самим человеком, а не чем-то или кем-то иным «извне». Человек создал в своём сознании мировоззренческие модели (причём разные для разных этносов и народов), придумал Бога (я здесь для краткости упрощаю многовековой, сложный, противоречивый процесс зарождения, формирования и распространения религиозных идеологий и конфессий, создания религиозных Мифов, Преданий, Трактатов, Заветов, Заповедей, Вед, Талмуда, Евангелий, Библии, Корана и т.д.) и наделил его в своём сознании качествами Всевышнего Создателя, Всесильного Правителя и Арбитра (понятие Бог здесь используется в широком смысле, Бог любой религиозной конфессии). Так человеку психологически проще существовать в этом, в общем-то, трагичном, конечном для каждого, процессе, который называется жизнь.
В этом, пожалуй, и состоит истинный смысл например христианского понятия о «спасении». В сущности, психологическом спасении от страха смерти, от сознания безысходной конечности отдельно взятой жизни, отдельно взятой личности (ведь у христианского Бога нет мёртвых, у него все живы и будут жить вечно).
Для того, что бы, осознавая всё это, продолжать жить в здравом уме, со здоровой психикой и с высокой нравственностью, не уходя в мистику и религию, нужна огромная сила воли и духа, огромная вера в человеческий разум, в победу добра над злом, правды над ложью, света над тьмой. Нужны высочайшее чувство собственного достоинства, никем не навязываемое, а идущее изнутри, следование понятиям чести, совести, исполнения долга. В противном случае, когда человек психологически не в состоянии справиться с осознанием неизбежности смерти, когда безысходность или беда не оставляют никаких надежд, когда страхи перед возможными жизненными трагедиями или болезнями уводят в духовный тупик, когда человек не видит выхода из своих духовных или физических терзаний, единственное спасение от депрессии или помешательства - уход в религию. И я отношусь к этому с пониманием и даже одобрением, как и к деятельности врачей психотерапевтов, помогающих людям в трудных жизненных ситуациях.
Что касается бессмертия, то это на шкале времени очень неоднозначное понятие и поэтому оно, помимо религиозной трактовки, может интерпретироваться по разному. Бессмертие человека (если можно вообще использовать это понятие по отношению к человеку в прямом смысле его значения, так как всё имеет начало и конец, в том числе и планета Земля со всеми её обитателями) - в продолжении его РОДа, в доброй памяти о нём, передаваемой из поколения в поколение потомками, в материальных и нематериальных результатах его пребывания и деятельности на Земле. Но религиозная трактовка «спасения» и бессмертия проще и привлекательнее, она говорит о физическом бессмертии, нужно только верить в Бога, во Всевышнего, усердно и постоянно молиться, посещать церкви, храмы ... и ты «спасёшься» (читая религиозную, например христианскую, литературу, Библию, другие источники, я никогда не мог понять и не понимаю, о чём идёт речь, о каком спасении, что за спасение, от кого, от чего...)...
С учётом всего вышесказанного приходим к выводу, что никакая наука, никакое проинтегрированное стремление человечества к истине не выведут сознание, психику и мировоззрение части людей определённого склада (людей, склонных к религиозному восприятию жизни) из религиозного пространства, что никакого развенчания и отторжения религиозных верований, догм или заблуждений у них не будет. Для части людей из этого круга (для религиозных и церковных функционеров и служителей), которых целенаправленно обучают в специальных учебных заведениях и которые активно после такого обучения поддерживают и пропагандируют ту или иную религиозную конфессию, это становится делом всей жизни, работой (кто-то в этом заинтересован, кому-то это нужно), для другой части (так называемых прихожан или адептов) просто мировосприятием, мировоззрением и образом жизни. Поэтому, как уже было отмечено, религия неистребима, религия и Церковь (Религиозные организации) - вечные спутники человечества...
Ну что же, такова жизнь, это неизбежная данность, вытекающая из свойств человеческой психики, человеческого характера, национальных традиций, из человеческих наклонностей и интересов. Каждому своё. Главное, чтобы то или иное мировоззрение, та или иная религиозная конфессия, тот или иной образ мыслей и жизни не имели антисоциальной, антиобщественной, античеловеческой направленности, не наносили вред физическому и психическому здоровью людей, способствовали сохранению и развитию высоких моральных, нравственных и духовных качеств человека, делали человека достойным членом общества, в котором он живёт...
Но, к сожалению, нельзя всё же не отметить, что религиозная сфера, охватывающая и вовлекающая в свою орбиту огромную часть населения Земли, помимо своей специфической внутренней жизни и роли, помимо своего предназначения и целевого функционирования, очень активно использовалась и используется политиками в своих интересах и, будучи неоднозначной, вносит противоречия и разногласия, а зачастую и вражду, в межконфессиональные, межнациональные и международные отношения. Так было, есть и будет, так как в этой сфере, разделённой конфессионально, всё в той или иной части этого разделения очень консервативно, канонично (если не сказать догматично), бескомпромиссно. Примеров и фактов, подтверждающих это, в мировой истории и в прошлом, и в настоящем - масса, они всем известны и не имеет смысла их напоминать и описывать... Но один очень показательный пример негативного влияния религиозной сферы на Европейскую историю, а может и на историю всего человечества, всё таки следует привести. Стимулирует меня привести этот пример то, что я по своему происхождению (месту рождения, родителям и более дальним предкам) принадлежу к той категории населения восточной Европы, которое проживало и проживает на так называемых, если можно так сказать, межгосударственных территориях. Это население в процессе исторических метаморфоз перемешалось этнически и оказывалось гражданами то одной, то другой граничащих между собой стран. Я имею в виду Украину, Белоруссию, Польшу, Литву, Россию. У меня, например, по материнской линии есть и украинская, и польская ветви, по отцовской - украинская и казацкая… Но воспитан я на русской культуре и считаю себя русским (хотя при СССР в моём паспорте значилось, что я украинец, а на территории современной России я начал жить только с возраста 40 лет). В этой связи очень жаль, на мой взгляд, что между крупными европейскими славянскими этносами - поляками и русскими (русами), произошёл где-то в начале 10-го века (а то и раньше) разрыв добрососедских отношений, мировоззренческий раскол. Этот разрыв и раскол, помимо борьбы за власть тех или иных национальных «элит», были в значительной степени обусловлены религиозным фактором, т.к. Польша приняла для себя католическую христианскую веру под эгидой Папы Римского, а Русь приняла Византийскую ветвь христианства. Для меня, как человека нерелигиозного, это является ещё одним доказательством и подтверждением вредоносного влияния религиозной сферы на судьбы Мира и человечества, на судьбу всей Мировой цивилизации. Если бы этого разрыва и мировоззренческого раскола не произошло, то не было бы ни череды русско-польских войн, ни разделов Польши, ни отчуждения народов, ни 2-й Мировой войны в том виде, как она была (а может быть и вообще), ни современных событий на Украине и в Белоруссии и т.д. Содружество и союз Поляков и Русов, других этносов и народов, вошедших в состав России, позволили бы создать на Евро-Азиатском континенте мощнейшую Державу, которой не страшны были бы ни англо-саксы, ни германцы, ни какие-либо иные центры силы и влияния в Мире…
Но история, как известно, не оперирует сослагательными наклонениями. Поэтому эти мои вольные мысли и сожаления всего лишь из области игры воображения, это сожаления о возможных когда-то, но не состоявшихся экзистенциональных предпосылках развития и взаимодействия Руси и Польши…
В перспективе, к сожалению, с учётом накопившихся исторических обид и разногласий, в отношениях России и Польши вряд ли следует ожидать потепления и дружеского взаимодействия…
Сейчас, в ближайшем десятилетии, хотелось бы надеяться на если не объединение в одно государство, в один Союз, то хотя бы на тесное экономическое и политическое сближение и содружество России, Украины и Белоруссии.
Противодействовать этой негативной роли религиозной сферы, религиозного пространства, если и не невозможно и бессмысленно, то очень трудно. Тем не менее, такая работа ведётся, ведётся и религиозными, и гуманитарными, и государственными организациями и деятелями. Особую важность эта работа традиционно имеет в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Используя религиозную лексику, дай Бог этой работе непреходящую, стабильную и перманентную успешность!...
Такова жизнь, такова судьба «человека разумного», наделённого ПРИРОДОЙ и интеллектом, и душой, такова судьба человечества...
Алек ХЛЕБОВ